Что такое флэшмоб?
История флэшмоба.
Правила проведения акции.
Как принять участие во флэшмобе?
Проведённые акции.
| ....
|
История флэшмоба
Первые попытки описать подобные флэшмобу акции можно найти в книгах фантаста Ларри Нивена,
которые вышли ещё в 60-х годах прошлого столетия. Идея собирать людей вместе, о которой писал
автор, весьма похожа на современный флэшмоб. Интересно и то, что тогда же в 60-х состоялась акция,
которую сегодня мы назвали бы флэшмобом. Её инициатором был радиоведущий Жан Шеферд,
он попросил своих слушателей собраться в определённом месте в заданное время. Когда
полицейские увидели сотню человек возле сгоревшего здания и начали выяснять, что там они делают, никто ничего
им не смог ответить. Ну, почти флэшмоб.
Однако, я не хочу этим сказать, что именно тогда появилась идея флэшмоба и состоялись первые fm-акции.
Скорее всего, они случались и раньше, но только в прошлом году им было дано определение. В
октябре 2002 года была опубликована книга социолога Говарда Рейнгольда
"Умная толпа: следующая социальная революция",
в которой автор писал о
потенциальных возможностях толпы, способной собираться за пару часов с помощью
современных цифровых технологий (e-mail, sms и т.п.). Многие флэшмобберы на Западе считают его
"отцом-основателем" всего движения, но это не совсем так. Во-первых, Рейнгольд писал не о
флэшмобе, а о смартмобе - это разные понятия. Во-вторых, он не ставил перед собой цели
организовывать какое-либо движение или сообщество.
"Представьте себе, что в теплый летний полдень вы сидите на скамейке в парке.
Внезапно неизвестно откуда рядом вырастает толпа, поднимает небольшую скульптуру
и исчезает. А теперь представьте, что вы - человек из этой толпы, часть живой,
физически существующей общины.
Сейчас почему-то принято считать, что первая акция флэшмобберов прошла в июне этого года в Нью-Йорке.
Хотя на самом деле это был уже второй флэшмоб, а первая акция была ещё в мае.
Тогда некто Bill отправил 50 электронных писем своим знакомым, и попросил их
собраться в одном из бутиков Мантхэттена. Но владелец магазина узнал об их планах
и вызвал полицию. Первая попытка провалилась... Позже, не без участия Bill'a,
появился "the Manhattan Mob Project" - секретное сообщество флэшмобберов. Они стали
собираться в известное только им время в разных барах и ресторанах Манхэттена,
где им выдавались инструкции следующего флэшмоба.
Никто из участников не мог знать заранее, где и когда состоится следующая акция.
Всем известный второй Нью-Йоркский флэшмоб прошёл намного успешнее.
Он состоялся 17 июня. Более 100 человек окружили огромный восточный ковёр в магазине Macy's
и стали уверять озадаченных продавцов, что им срочно требуется "любовный ковёр" ("love rug")
за 10 тысяч долларов для их "общины". После этого случая "мгновенные толпы" стали появляться
в различных уголках мира чуть ли не каждый день.
На той же неделе по улицам Токио и Осаки прошли сотни людей в костюмах агента Смита из Матрицы,
при этом они пытались изображать боевые сцены из фильма.
Зрелище, согласитесь, не для слабонервных поклонников Нео.
Первый европейский флэшмоб планировали провести в Лондоне,
но его подготовка затянулась почти на месяц. Тем временем в Риме
была организована и проведена своя акция - она и стала первой в Европе.
24 июля около 200 человек вошли в книжный магазин и стали в течение нескольких минут
спрашивать у продавцов несуществующие книги, затем они наградили аплодисментами терпеливых
сотрудников магазина и разошлись "по делам".
30 июля в Берлине состоялся первый немецкий флэшмоб. На эту акцию пришло всего около 70 человек,
они сделали зарядку на улице (попрыгали, покрутились, похлопали в ладоши) и разошлись.
Очень скромное начало по сравнению с Римом. Но, несмотря на это, сейчас флэшмоб в Германии
очень популярен. Такие акции прошли практически во всех крупных городах, причём
немецкие флэшмобберы придумывали очень интересные сценарии. Так в августе в Берлине
рядом с американским посольством 250 человек одновременно откупорили бутылки с шампанским
и на протяжении трех минут в унисон выпивали "За Наташу!", а в Дортмунде мобберы собрались
возле выставки стиральных машин и начали поедать бананы.
Движение флэшмобберов добралось и до тихого университетского городка Кембриджа.
Там 31 июля более 200 человек стали требовать в книжном магазине открытку "для Билла".
Это имя, скорее всего, было выбрано не случайно - вспомните первый флэшмоб в Манхэттене.
3 августа прошла первая акция флэшмобберов в Сиднее. По сценарию участники должны были собраться
на пляже, снять свой левый ботинок и опустить левую ногу в воду. При этом нужно было
смеяться и аплодировать (наверное, самим себе).
А долгожданный флэшмоб в Лондоне был проведён 7 августа. В тот день более 200 человек собрались
в салоне мягкой мебели Sofa UK и стали рассматривать находившиеся там диваны. Потом флэшмобберы
начали звонить из салона своим друзьям и рассказывать о происходящем не произнося букву "о".
Интересно было бы это послушать.
В начале августа о флэшмобе заговорили и в России.
16 августа прошло сразу несколько флэшмобов. Кроме изначально запланированных акций в
Москве и Петербурге, были проведены флэшмобы в Киеве и Днепропетровске.
В Питере на Московском вокзале в 17.00 несколько десятков человек с бумажными табличками встречали
одну женщину прибывающую поездом №62. Надписи на табличках у всех были одинаковые:
"Татьяна Лаврухина. Общество анонимных алкоголиков".
А в Москве на Ленинградском вокзале в 17.20
в 2 раза меньшая группа людей встречала
человека по имени NzR178qWe (это было написано у них на табличках) из Петербурга.
Акция была организована за 5 дней, всего в ней приняло участие около 100 человек.
Интересно то, что изначально в Москве мобберы хотели ради прикола пойти встречать Володю Путина,
но за день до акции поняли, что так делать не надо, и решили поменять таблички. Представители СМИ прикола
не поняли и тут же придали акции политическую окраску.
В тот же день в Киеве прошёл первый флэшмоб. Согласно сценарию, участники акции должны были
в 17.00 подойти к железной пальме (которая находится в "Глобусе" на Майдане), и несколько минут её фотографировать.
Но эта информация сразу же попала в СМИ, и от идеи пришлось отказаться.
Всего за несколько часов до акции координаторам удалось распространить среди "своих" новый сценарий.
Все участники, согласно "Плану Б", закупили по одной большой сосательной конфете на палочке,
и пошли рассматривать витрины магазинов с 17.58 до 18.02 неподалёку от той железной пальмы,
где их ещё час назад ждали журналисты.
Затем все собрались возле конфетного ларька, и, облизывая свои конфеты, стали спрашивать
у продавцов: "Скажите, пожалуйста, сколько нужно съесть таких конфет, чтобы поправиться на 7
килограмм?"...
По подсчётам в акции приняло участие более 70 человек. Очень удачный флэшмоб!
И ещё одна акция была проведена в тот же день в Днепропетровске.
Примерно в 17.17 в торговый комплекс "Гранд Плаза" вошли 30 человек в бумажных шапочках,
они молча прошли через 2 этажа комплекса и пошли пить пиво.
Этот флэшмоб удалось организовать всего за 2 дня - неплохой результат для первой акции!
Ну вот, это были все наиболее значимые "исторические" флэшмобы. Помните, что будущее fm-движения
зависит от всех нас. А пока популярность флэшмоба растёт с каждым днём.
|
|